Пресс-центр

Шахтерский порт — рекорды становятся буднями

Порт, построенный 90 лет назад, еще во времена Карафуто, на западном побережье Сахалина, десятилетиями выполнял свою единственную функцию — отгружать уголь, добытый на шахтах Углегорского района. Портовая инфраструктура развивалась в зависимости от состояния дел в угольной отрасли. К сожалению, 90-е не прошли бесследно — полтора десятилетия порт переживал трудные времена. По-настоящему переломным стал 2013 год, когда дальнейшим развитием морской гавани занялась «Восточная горнорудная компания». 

Современный этап жизни порта можно охарактеризовать как стремительный взлет — рекорды стали буднями.  С 2013-го года по плановый 2016 год порт отгрузит более 10 млн тонн угля. Такой же результат был достигнут за предыдущие 30 лет. 

Большая навигация в Шахтерске, когда на рейд под погрузку встают сухогрузы дедвейтом до 80 тысяч тонн, длится с апреля по январь. Но в этом году, рассказывает директор порта Юрий Гвоздиков, ледовая обстановка позволила начать навигацию раньше. Первый из 55-тысячников, «Саратов», уже в конце марта ушел с грузом сахалинского угля в Корею. К 27 июня отгружено почти 1,2 млн тонн угля, обработано 27 судов из более чем ста, которые  предстоит загрузить, чтобы выполнить задание 2016 года.

- Еще недавно приход на рейд большого сухогруза был событием, а сейчас посмотрите — их десяток стоит, причем загружаются сразу несколько. И в основном это суда с дедвейтом больше 55 тысяч тонн, 30-тысячники уже редкость. Круглые сутки идет погрузка — горы угля на складе тают, как сугробы в марте – если к апрелю в штабелях скопилось около миллиона тонн солнцевского угля, то сейчас около 600 тысяч тонн. Скорость погрузки возросла многократно. В июне порт достиг рекорда суточной погрузки 30 тысяч тонн. Еще несколько лет назад такой результат достигали за месяц, - говорит Юрий Гвоздиков.

- Что потребовалось сделать для этого?

- В порту работает новая погрузочная машина — она позволяет отгружать до 45 тысяч  тонн угля в сутки. Угольный склад оборудован обновленными конвейерами. Длина главного — 400 метров, пятый конвейер, 180-метровый, построили своими силами совсем недавно. Они работают как система — с четвертого конвейера уголь сыплется на третий, с него на второй, на первый — затем на судопогрузочную машину и на портовый сухогруз.

- Какие суда входят в портовый флот?

- Самые крупные - теплоходы «Сергей Кузнецов», «Капитан Рынцын» дедвейтом 3300 тонн, сухогрузные теплоходы-площадки проекта DCV52 «Валерий Онищук» и «Андрей Артеменко» дедвейтом 1600 тонн, а также морские буксиры, в том числе ледового класса «Шахтерск-1» и «Шахтерск-2».

- Собственный флот используется для рейдовой перевалки угля?

- Да, вместо СРП, которые брали по сто тонн, сейчас у причала грузятся суда грузоподъемностью 1600 тонн. То есть это 16 рейсов плашкоутов. Сухогрузы «Кузнецов» и «Рынцын» берут 3300 тонн. В сутки они делают три рейса - вот и считайте... Еще не так давно 30-тысячники грузили почти месяц, сейчас «Панамаксы» дедвейтом до 70-80 тысяч тонн обрабатываем за несколько дней. Флот у нас отличный, и посмотрите, как мы его содержим — все шкалы видны, ни пятнышка ржавчины, притом что отгрузка угля — довольно грязная работа.

- Как перегружают уголь на рейде?

- С помощью судовых кранов, на которые установлены 14-кубовые грейферы. Они гидравлические и радиоуправляемые, ни к чему не подключаются, просто вешаются на кран. Докер, который управляет этим грейфером, придя на смену, берет свой пульт и аккумулятор к нему - это его оружие... Одновременно, повторюсь, на рейде грузятся до четырех сухогрузов.

С 2014 года стала круглогодичной и «малая навигация» - с погрузкой у причалов. Суда типа река-море, дедвейтом до 6 тысяч тонн, например «Капитан Сосенков», обрабатывались в этом году круглый год. 

Кроме того, наш собственный флот — мы это каждый год подтверждаем –  подпадает под действие всех международных конвенций. Это значит, что мы можем доставлять уголь в иностранные порты и самостоятельно. 

- В какие страны экспортируется сахалинский уголь?

- Основные потребители –  Корея и Япония, но география поставок постоянно расширяется, и сейчас компания поставляет уголь в Китай, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, на Филиппины, Тайвань и даже в Индию.

Один из старейших работников докеров Шахтерска Александр Милехин работает в порту с 1994 года — на его глазах угольный терминал пережил и трудные времена, и модернизацию.

- Александр Николаевич, как сегодня работается в порту?

- Работа хорошая, зарплата платится вовремя. В отпуск идешь — отпускные, как положено. Хотя и работаем теперь намного интенсивнее. Объемы угля, которые раньше перерабатывались за год, теперь — за месяц. Мы никогда не думали, что будем за смену столько грузить, - говорит бригадир докеров.

–  Сколько человек трудится в порту?

–  В 2013 году в штате было 150 человек, сейчас 435, - продолжает Юрий Гвоздиков. - Подавляющее большинство, 70% из них, местные жители – все женатые, с детьми –  у некоторых и по шестеро. Представьте, 1400 жизней зависит от порта. Прямо или косвенно с работой в порту связан каждый четвертый житель Шахтерска.

–  Какие специальности у работников порта?

–  Больше всего докеров, сто с лишним человек. Затем идут моряки — экипаж каждого судна — 10-13 человек, инженерно-технические работники... 

– Вакансии есть?

– Есть, но и желающих работать у нас много. Все-таки зарплата здесь достойная — в среднем даже выше, чем на Солнцевском угольном разрезе. Максимальная зарплата докеров составляет 86 тысяч рублей, средняя — 71 тысяча. Вся зарплата - «белая», нет задолженности по налогам...

Для судоводителя одного из буксиров - «Веги», опытного моряка из Приморья Геннадия Кругленко, Шахтерский порт — новое место работы, хотя на Сахалине он уже работал трижды, в разные годы. Хорошая заработная плата привлекла его и на этот раз. В приморские компании, где так же платят, попасть очень трудно. «Наверное, только по родству», - говорит Геннадий. Задача «Веги» состоит в швартовке, буксировке, оттаскивании от причалов сухогрузов, обслуживании судов на рейде. В команде буксира десять человек, в хорошую погоду моряки работают, сменяя друг друга, круглые сутки.

– Есть ли места в экипажах для выпускников морских учебных заведений?

– Нам нужны и новые специалисты, – обнадеживает директор порта. – В Углегорском районе не готовят моряков, поэтому я предложил руководству компании — давайте будем брать на работу кадетов, выпускников мореходных училищ. Это готовые матросы, а чтобы найти работу штурманами, им нужна практика. Пусть поработают у нас — платят здесь хорошо, кто-то получит первый опыт, а кто-то и останется.

– Юрий Федорович, какие планы у порта на этот год — будут ли новые рекорды?

– Продолжаются ежегодные работы по дноуглублению, на этот год у нас запланировано вывезти около 46-47 тысяч тонн песка — еще один рекорд. Есть и будничная работа — например, бетонируем причал, меняем то, что не ремонтировалось с советских времен... Порт развивается, мы идем вперед не семи-, а десятимильными шагами. Новому рекорду — отгрузить 4,3 млн тонн угля - может помешать только погода.

– А в перспективе? Рекорд этого года не станет последним?

– В будущем порт будет отгружать 10-12 млн тонн угля в год. Для этого планируется продлить причальную стенку до естественных глубин — это позволит обрабатывать балкеры грузоподъемностью 80-100 тысяч тонн. В дальнейшем, со строительством конвейера от Солнцевского угольного разреза и причала порт сможет отказаться от рейдовой погрузки. А конвейер позволит оптимизировать схему перевалки угля – упростить складирование и уменьшить стоимость доставки. Реализация этих планов выведет порт уже на совершенно новый уровень.